Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте

Узнайте о преимуществах
регистрации!

Новое на сайте

Закон авто-синхронизации: не во вред, а во благо

Добавить в Избранное Прочитать потом
734 0 0

Закон авто-синхронизации: не во вред, а во благо

Задумывались ли вы, почему предприятия устроены так, что руководителю любого уровня напрямую подчиняется ограниченное количество сотрудников?

Считается, что организационное подразделение должно насчитывать не более 20 человек. Превышение этой цифры снижает эффективность управления, а уменьшение количества часто способствует повышению эффективности. Если, например, на семинар пришло 30 слушателей, тренеру трудно задавать тон занятия и удерживать внимание группы.

Руководитель

Почему за основу взята цифра 20? Ответ лежит в области одного из поведенческих законов - закона пяти процентов или авто-синхронизации. Суть его такова: если в какой-то общности 5% процентов совершают определенное действие, остальные (большинство) начинают следовать за ними.

Если 5% светлячков случайно вспыхнут, неизбежно зажгутся «огоньки» по всему лугу. У людей - то же самое. Например, в театре. Стоит не очень сведущим людям начать хлопать в «неположенном» месте представления, за ними непроизвольно начинают аплодировать и те, кто в принципе знает, что в данный момент это неуместно.

В ходе эксперимента британских ученых, в большой зал пригласили людей и попросили их перемещаться, как угодно. А некоторым дали задание, как двигаться и куда. В итоге остальные, двигавшиеся без установленной цели, начинали двигаться подобно меньшинству.

Руководитель в коллективе из 20 человек, как раз и представляет 5%, которые могут влиять на оставшиеся 95% (20/100%*5%=1).

Закон авто-синхронизации непреложно работает в разных ситуациях. Именно он заставляет очередь встрепенуться, усилить волнение и, наконец, взорваться. Все это - после того, как кто-то один, в конце, начал возмущаться «Почему так медленно работаете?»

Нередко закон авто-синхронизации используют намеренно. Например, в избирательных процессах, воздействуя на массы людей, и в рекламных компаниях, направленных на увеличение продаж. Представим, что вы проводите дисконтную акцию. Покупатели безразличны к плакату, анонсирующему ее, или игнорируют ваши слова о выгодных условиях приобретения товара. Но стоит одному-двум поинтересоваться у вас о деталях и сделать покупку, и механизм продаж запущен: люди начинают активно покупать. Еще нагляднее это видно, когда сметают с полок магазинов товары широкого спроса.

Закон 5% может работать и со знаком плюс, и со знаком минус. Воспользовавшись им, руководитель своим примером и словом создает сплоченный коллектив и ведет его за собой. А бывает, кто-то использует закон в корыстных целях, например, замыслит интригу и запустит волну слухов для травли коллеги. Механизм приводится в движение, и начинается вредоносная цепная реакция. Слухи стремительно распространяются, и иногда это заканчивается плачевно: сотруднику-мишени приходится уйти из коллектива.  

Закон пяти процентов именуют также законом стадности: «все побежали, и я побежал». Как еще назвать повальные увлечения компьютерными играми? Все друзья играют, чем я хуже? А соцсети? Все стали пользователями, и я завел аккаунт. Все выкладывают фото, и я среди них. Все купили палки для «сэлфи», и я. Нужна она мне? Нравится ли мне «сэлфи»? Эти вопросы и в голову не приходят тем, кто увлечен процессом. В этом - крайняя степень проявления закона 5%, – чувство стадности, как бы обидно это ни звучало.

Закон пяти процентов, конечно, не абсолютен. В любом обществе и в любом коллективе найдутся 10% людей, которые не вовлекаются в общий поток, держатся независимо. Здесь есть другая крайность: индивидуализм. Это стиль поведения тех людей, для кого существуют только личные цели. Они противопоставляют себя семье, коллективу, обществу, находятся в сознательной изоляции, часто живут за счет других, пренебрегая их интересами.

Что же делать?

Первое – избегайте крайностей. Не зацикливайтесь на своих интересах, отвергая коллективные, но и не отдавайтесь на волю меньшинства, вовлекаясь во все «предложенные» процессы без разбора.

Второе – в команде, идя вместе, стремитесь к синергии. Подчиняя свои интересы общим, демонстрируйте волю к сотрудничеству, поддержке. Чем слаженнее действия коллег, тем выше показатели аптеки и шире ваши личные возможности.  

Третье – и в целом в жизни, решая, идти ли за другими, возьмите паузу и подумайте о цели и средствах. Ведь закон 5% подобен эффективному оружию, работающему одинаково сильно как во благо, так и во вред. Используйте его, исходя из общечеловеческих ценностей.

Читать дальше

Опрос

Вам понравилась статья?
Комментарии
Показать еще
Хотите оставить свой комментарий? Пожалуйста, войдите на сайт